Главная » Новые публикации » Пути выхода из кризиса современной медицины
Пути выхода из кризиса современной медицины
Дата: 16.12.2016
М. Ю. Руденко, В. А. Зернов, Российский новый университет, г. Москва, ул. Радио, д. 22
В чём кризис медицины?
Главный кризис в отставании развития от современных технологий. Всё то, что производится для медицины, и в первую очередь диагностическая аппаратура, на практике используется на очень примитивном уровне.
Возникает сразу второй вопрос, а почему?
Здесь в двух словах не ответишь.
Во-первых, система подготовки медицинских кадров не предусматривает в своих учебных планах изучение каких-либо законов естествознания и их применение. А как известно, все методы диагностики основаны на фильтрации биосигналов и их оценки с позиции законов естествознания. В медицинских институтах акцент делается на заучивание постулатов, полученных из практики. Основным «методом» диагностики и лечения являются различные нормативные рекомендации. Они быстро устаревают и не соответствуют действительности. В рекомендациях нет указаний на интерпретацию законов биофизики при анализе медико-биологических сигналов. Эта ситуация сложилась исторически.
На самом деле, если мы посмотрим в словарь, то определение медицины дословно: слово «медицина» происходит от латинского словосочетания ars medicina – «лечебное искусство», «искусство исцеления», – и имеет тот же корень, что и глагол medeor, «исцеляю» [1].
К естественным наукам медицина не относится, потому что в ней нет законов, аксиом и логического анализа. Любой закон описывается математически. Именно этот факт позволяет далее использовать законы в качестве аксиом при доказательствах исследуемых явлений. В медицине это заменено «доказательной медициной», основанной на статистике.
В результате разрабатываемые биофизиками методы и технические системы не могут быть в полном объёме освоены врачами. Практика подтверждает этот факт [2]. Томографы, ультразвуковые сканеры и аналогичные диагностические системы осваиваются очень долго и не в полном объёме их возможностей.
Поэтому у врачей сложилась тенденция требовать от разработчиков медицинской аппаратуры полной автоматизации постановки диагноза до нажатия всего лишь одной кнопки. Им очень трудно логически интерпретировать данные.
Но это породило и класс аппаратуры доврачебной диагностики. К обычным измерителям артериального давления и термометрам прибавляется сложная аппаратура. Так на рынке появились кардиологические приборы, которые разрешено использовать в домашних условиях с целью доврачебной диагностики.
Появление колцентров, основанных на телемедицине, в которые пациент сам посылает данные, указывает на дефицит профессиональных кадров на местах. Но телемедицина не решает проблему. Главное, чем должен владеть врач, – это логическим анализом симптоматики при непосредственном контакте с пациентом, а также уровнем знаний для понимания биофизических процессов, формирующих сигналы, регистрируемые техническими средствами. Здесь телемедицина не может решить эту проблему.
Надо менять систему образования. Кажется, это очень дорого и очень долго. Нет, наоборот. Для этого вообще не надо вкладывать денег и потребуется всего один год.
До настоящего времени европейская и традиционная китайская медицина воспринимались как альтернатива друг другу. Сейчас настал момент объединить эти концепции и сделать взаимодополняющими. Для этого необходимо в образовательные стандарты высшего профессионального образования ввести курс традиционной китайской медицины (ТКМ). Она относится к области естествознания, потому что в ней есть законы, аксиомы и логический анализ [3]. Основные три закона: закон инь-ян, закон пяти элементов, закон порождения и угнетения. Эти законы лежат в основе всей аксиоматики, с помощью которой анализируются состояние и реакции человека. И конечно же необходим логический анализ субъективной симптоматики и влияния биоритмов на человека. И что очень важно, ТКМ базируется на теории энергии как основе жизни, что в европейской медицины полностью отсутствует. В то время, как в ТКМ комплект положений, определяющий её отношение к естественным наукам, присутствует, и практика подтверждает это полностью.
В ТКМ прогнозируют ситуацию с высокой эффективностью, учитывая максимальное количество внутренних и внешних взаимосвязей организма. Это не делает западная медицина, потому что в ней нет ни одного закона, аксиоматики и логики, а только статистика и рекомендации.
Сейчас курс ТКМ существует в системе повышения квалификации – это хорошо, но это не решает проблем. Введение естественной науки в систему высшего профессионального образования, основанного на статистике и опытной медицине, будет развивать логику мышления. А это позволит постичь врачам и использовать законы и в классической западной медицине. И что очень важно, такой подход внесёт системный анализ в развитие западной медицины.
Примером может служить создание естественной науки – кардиометрии [4].
В её основе присутствуют законы, аксиоматика и логика. Математический аппарат описывает все условия гемодинамики, что позволяет ставить диагноз по принципу «здесь и сейчас». При разработке теории кардиометрии не были использованы принципы ТКМ. Был использован математический анализ гидродинамики. Решалась задача поиска условий движения фиксированного объёма жидкости при минимальных энергетических затратах.
И ещё один пример – активационная терапия. Её разработчики – отечественные учёные Л. Х. Гаркави и Е. Б. Квакина. Без системы химических элементов
Д. И. Менделеева нет химии, так и без системы адаптационных реакций нет медицины. Уникальное открытие ещё в советское время было отмечено дипломом о научном открытии. Типы адаптационных реакций определены как законы. Их использование на практике позволяет понимать любые процессы, происходящие в организме человека в ответ на воздействие на него внешних и внутренних факторов. Чётко определены критерии здоровья. В активационной терапии есть законы, аксиоматика и логика. Система была создана без оглядки на ТКМ, но она очень хорошо сочетается с ней.
Курс ТКМ целесообразно вводить и в систему среднего профессионального образования. Это ещё в большей степени улучшит качество медицинской службы.
Заметим, что на старших курсах мединститутов необходимо читать циклы по современной медицинской аппаратуре. Их должны вести биофизики, а не врачи.
В идеале профессиональная медицина должна обеспечить не только эффективную диагностику и лечение, но и научить пациента здоровому образу жизни под лозунгом «100 лет здоровой жизни».
Хирургия и травматология будут развиваться на западных позициях. Здесь важна преемственность поколений. Здесь, как в танцах, техника танца передаётся, как говорят «с ноги на ногу». Так и в хирургии и травматологии, но с «руки на руку».
Решение проблемы инфекционных заболеваний должно сочетать западную фармакологию и восточную фитотерапию, что даёт наилучшие результаты. А это – большая новая наука, и без знаний ТКМ её не освоить.
И ещё одна проблема развития западной медицины и её научного уровня. Публикации врачей в периодических изданиях и их индекс цитирования [5]. Ничего общего с развитием медицины и её научных основ здесь нет [2]. Этот анахронизм сегодня является коммерческим мероприятием. Значимость учёного определяется его вкладом в создание теории и её проверки на практике. Это может сделать только коллектив, точнее говоря, научная школа. Поэтому политика общества должна быть направлена на создание условий реализации теоретических достижений в практику, а не на развитие индексов цитирования. Популярность учёного достигается очень просто. Выпускается тематический сайт и через него производится популяризация научной школы и налаживаются контакты. Именно через них возникающая обратная связь позволяет понять уровень достигнутого и предпринять шаги дальнейшего развития.
Предложенный выход из кризиса медицины на принципиально новый эффективный уровень очень прост и не требует затрат. Но возникает вопрос, а заинтересованы ли чиновники и бюрократы в выводе на новый уровень отечественной медицины и в её становлении как лучшей системы здравоохранения? [6-10]. Здесь тот случай, когда их действия не помешают медицине выходу из кризиса. Придав статус высшего образовательного курса системной медицине – ТКМ, они не смогут затормозить формирование навыков научного мышления на основе естествознания у молодых врачей.
Слово за министерством образования.
Р.S. Прочитав ещё раз статью, возникает вопрос – а кто против?
Литература
1. Интернет-энциклопедия Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0
2. Froelicher V, Wagner G. The electro-
cardiogram at a Crossroads. Circulation. 2013; 128: 79-82. doi: 10.1161/CIRCULATION AHA.113.003557.
3. W.Auerswald, G. u. K. Konig. Ist Akupunktur Naturwissenschaft? Wien. Wilhelm Maudrich. 1990.
4. Mikhail Y. Rudenko, Goran Krstačić. New philosophy of validation and verification for cardiology: classical proof theory imported from natural sciences; Cardiometry;
No. 4; May 2014; p. 16-30; doi: 10.12710/cardiometry. 2014.4.1630.
Available from: http://www.cardiometry.net/no4-may-2014/verification
5. Ioannidis JPA. How to make more published research true. PLoS Med. 2014; 11(10): e1001747. doi: 10.1371/ journal. pmed. 1001747.
6. Руденко М. Ю. Стратегическая разобщенность между системами высшего профессионального образования подготовки инженеров медицинского приборостроения и врачей. – М.: Поликлиника. – 2010. № 6. с. 106-107.
7. Руденко М. Ю. Стратегическая разобщенность между системами высшего профессионального образования подготовки инженеров медицинского приборостроения и врачей. – С-Пб: Медтехника и медизделия. – 2010. № 4. с. 20-21.
8. Руденко М. Ю. Стратегическая разобщенность между системами высшего профессионального образования подготовки инженеров медицинского приборостроения и врачей. – Таганрог: Известия ЮФУ. – 2009. № 9. с. 219.
9. Руденко М. Ю. Изменение ориентиров в подготовке медицинских кадров, выбранное правительством страны. – Р/Д: Главный врач юга России – 2013: № 1(24). с. 40-41.
10. Руденко М. Ю. Изменение ориентиров в подготовке медицинских кадров, выбранное правительством страны. – М.: Поликлиника. – 2012. № 5. с. 1-2.